Школьно! Стильно! Модно!
В 1992г. в России была отменена школьная форма. С тех пор в обществе не утихают споры – нужна школьная форма или нет. На наш взгляд, если споры существуют, значит вопрос возврата к школьной форме давно решен, а все обсуждения на самом деле касаются деловой одежды школьника – какой она должна быть и должна ли она быть единой для всех средних учебных заведений.
Выслушав всех, государство приняло Закон, о том, что « установление требований к одежде обучающихся» относится к компетенции образовательной организации. Закон вступает в силу с 1-го сентября 2013г. (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации, статья 28, пункт 18).
Наверное, было бы проще, если бы в стране ввели единую форму, как это было до 1992 года и это устроило бы 97% опрошенных родителей, но не устроило бы школьников.
Согласимся, что в стране победившей демократии, мнение школьников необходимо учитывать. Итак, необходим компромисс между «одинаковостью», которую несет форма и индивидуальностью, которая требуется подросткам.
Любая форменная одежда несет в себе корпоративность и индивидуальность. Школьная форма не исключение. Форма позволяет почувствовать каждому школьнику причастность к корпорации – корпорации школьников. Даже несмотря на то, что школьное образование уже давно всеобщее, школы были и остаются атрибутами цивилизации как таковой, а школьная форма, ее стиль должны подчеркивать факт принадлежности к образованному слою общества.
При этом необходимо учитывать и фактор моды – мода для современного подростка являет средством и самовыражения и самоутверждения в своей среде. Современная мода не диктует, а позволяет выбирать то, что соответствует индивидуальности. Это здорово, но и очень сложно, т.к. возникает проблема выбора и создания собственного образа и стиля.
Таким образом, форма в обществе выполняет разные и очень важные функции и без профессионалов здесь не обойтись:
1. Форма нивелирует разницу в материальном положении семей учащихся, стирая грань между прослойками общества
2. Форма помогает школьника настраиваться на рабочий процесс, своей сутью она заставляет учеников различать работу и отдых. Форма передаёт идею статуса и при понимании её значения, она успешно превращает взбалмошного ученика в дисциплинированного обучающегося.
3. Школьная форма является символом надёжности, воспитывает дисциплинированность способствует развитию бережного отношения к одежде, а также является важным инструментом социальной идентификации учащихся, она не только позволяет отличить школьника от не школьника, но и создает необходимую дистанцию между учащимися и учителями.
4. Эстетика одежды вообще и форменной в частности, как ничто другое конструирует окружающий мир человека – указывает на то, что ему соответствует: его дисциплину, внимание к окружающим людям, умение видеть и создавать красоту, основной вид его деятельности, его культуру и ценностные ориентиры
Форменный костюм на учащемся не только призывает его к соблюдению эстетических норм и правил, но и как следствие развивает в нем чувство меры и прививает вкус.
5. Личность оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Школьная форма в данном случае выступает и как общая характеристика и эмблема учебного заведения, имеющего свои традиции и статус.
Ученик в форме образовательного заведения не только подчеркивает индивидуальность школы (ее достоинства и сильные стороны), но и свидетельствует о его принадлежности к ней, демонстрируя высокий уровень корпоративной культуры.